Выездные налоговые проверки в настоящее время являются наиболее ответственным и масштабным способом оценки налогоплательщиков – юридических лиц. В график налоговых проверок попадают те компании, которые отвечают определенным требованиям: объемы хозяйственной деятельности предприятия,
Порядок проведения выездной налоговой проверки сопровождается целым рядом ограничений, закрепленных действующим законодательством:
- проверка проводится по месту фактического местонахождения налогоплательщика;
- сроки проведения мероприятия ограничены двумя, в специально оговоренных случаях – четырьмя или шестью, месяцами;
- за один год нельзя провести больше одной проверки по одному и тому же налогу за выбранный период.
В зависимости от целей выездная проверка может быть двух типов:
- комплексными – по всем видам налогов,
- тематическим – только по одному виду налогообложения.
Во всех случаях полная процедура проверки состоит из двух этапов:
- собственно процедура проверки,
- подведение итогов и вынесение решения налоговой инспекции на основе полученных данных.
Порядок проведения выездной налоговой проверки примерно одинаков:
- руководству фирмы предъявляется комплекс документов, в том числе должностные удостоверения и решение о проведении налоговой проверки, подписанное уполномоченными лицами;
- с директором проверяемой компании, а также с сотрудниками, ответственными за начисление и уплату налогов, проводится предварительное собеседование;
- непосредственная процедура проверки;
- по окончании проверки составляется справка, фиксирующая проведение мероприятия.
В ходе мероприятия должностные лица могут прибегать к следующим действиям, разрешенным Налоговым кодексом РФ:
- непосредственный осмотр хозяйственных помещений, принадлежащих налогоплательщику;
- истребование всей документации, в которой отражена хозяйственная деятельность предприятия: журналы бухгалтерского учета, налоговые декларации, договоры и т.д.
- привлечение эксперта на договорной основе;
- осуществление допроса свидетелей, в качестве которых могут выступать сотрудники фирмы.
Анализ истребованной документации включает в себя проверку:
- соблюдения действующего налогового законодательства;
- правомерности выбранной системы налогообложения;
- юридической чистоты налоговой отчетности в соответствующие органы контроля;
- своевременности и полноты налоговых отчислений в бюджет.
Второй этап налогового контроля включает в себя составление акта налоговой проверки, в котором указаны выявленные нарушения и рекомендации по их устранению, которые, как правило, заключается в доначислении выплат и штрафов.
Однако многие факты, изложенные в акте проверки, зачастую не соответствуют действительности, вынуждая владельцев бизнеса прибегать к защите своих законных интересов. Этих финансово-правовых рисков можно избежать, если заранее позаботиться о надежном правовом сопровождении вашей деятельности. Юридическое сопровождение бизнеса от МЮЦ «Адвокат Дигин и партнеры» – надежная превентивная мера по защите вашего предприятия от любых неправомерных действий органов контроля.